О. Н.
Человек, который занимается творчеством, часто и отнюдь не всуе употребляет такие слова: «озарение», «вдохновение». На подъеме творческих сил он ощущает, что ему приоткрылись какие‑то новые, не ведомые доселе источники, которые находятся где‑то вне его — вне его опыта, его познаний, даже его личности. Когда эти источники вдруг закрывается, он остается «при своем» — со своим профессиональным навыком, мастерством, знанием предмета и так далее, но его постигает чувство страшной утраты, омертвения, тоски, даже муки. «Муза покинула меня!» И действительно, ощущение беспричинной оставленности, покинутости свидетельствует о том, что некто — или нечто, некий дух, некая энергия — посещал его, одушевлял его деятельность, но он сам над этим «духом» не властен: тот захотел — пришел, захотел — улетел. Разве это не из сферы чудесного? Вдохновение — это одна из божественных энергий. Но только избранный, только пророк, святой или гений может ее вместить и неискаженно воплотить — в звуке, в линии, в слове. Поэтому явление святого или гения духоподъемно, целебно и… чудесно. В остальных случаях даже великолепных произведений она лишь мерцает — то ярче и очевиднее, то слабее… Ведь Бог не «надиктовывает» художнику как некоему безупречному медиуму, а лишь, приоткрывая завесу, дает образные «подсказки». А уж сам человек в силу своей прозрачности, чистоты, духовного и художественного чутья и чувства эстетической целесообразности нечто воспринимает и избирает. Поскольку сам человек грешен, он примешивает сюда свою собственную нечистую энергию… Конечно, есть случаи и «темных наитий». Это естественное разгорячение крови или даже демоническое воздействие, которое может быть принято за вдохновение, и никто от этого не застрахован. Недаром многие художественно одаренные люди кончали жизнь в сумасшедшем доме или обрывали ее по собственному произволу. Это очень тонкие материи, рассуждать о которых способны лишь особые, духовно просвещенные люди — старцы. Особенно редки среди них те, которые имеют дар различения духов.