The Prime Russian Magazine

В феврале 2012-го писатель и футуролог Фрэнсис Фукуяма в своем блоге признался, наконец, чем он занимался последние несколько месяцев. Профессор собирал модель радиоуправляемого мультироторного вертолета.

Летающие аппараты с несколькими винтами (они же мультикоптеры) не новость. Российско-румынский эмигрант Георгий Ботезат строил и пилотировал квадрокоптеры еще в 1920-х — это были первые прототипы вертолетов, созданные для американских ВВС. Сейчас мультикоптерами называют маленькие беспилотные летательные аппараты с радиоуправлением и различной электроникой на борту. Самый известный из них — популярный квадрокоптер AR.Drone Parrot стоимостью 300 $, которым можно управлять при помощи айфона или айпэда и встроенной видеокамеры. В прошлом году мы уже писали о квадрокоптерах лаборатории GRASP в Университете Пенсильвании — тогда причудливые пируэты самоорганизующихся летающих роботов казались забавной штукой, но не более того. Буквально год спустя летающие машинки становятся предметом для серьезного разговора.

Внезапный интерес профессора Фукуямы к маленьким вертолетам, которые при беглом осмотре легко принять за радиоуправляемую игрушку, разделяет и Крис Андерсон, главный редактор журнала Wired и автор едва ли не самых ярких теоретических построений нашего времени (включая искомый «длинный хвост»). В последние годы он отошел от журнальных дел и стал одним из совладельцев компании DIYDrones, которая — как нетрудно догадаться из названия — производит авионику и прочую бортовую электронику для летающих и ездящих роботов. Отдельная гордость DIYDrones — проект ArduPilot, первая в мире недорогая и массовая микросхема, которая превращает радиоуправляемые машинки в самостоятельных роботов. Они получают данные с многочисленных сенсоров, умеют самостоятельно взлетать и садиться, выполняют сложные маршруты при помощи бортового GPS-приемника, облетают препятствия, производят аэрофотосъемку в заданной области и делают многое другое.

В сущности, все подобные проекты вдохновляются непосредственно военными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) типа MQ-1 Predator, которые стоят миллионы долларов, летают десятки лет и выполняют спецоперации в горячих точках планеты: где-то производят съемку, а где-то уничтожают боевиков при помощи точно пущенной ракеты Hellfire (по запросу в YouTube “predator drone attack” можно получить вполне исчерпывающее представление). Но вот в чем соль: в последние несколько лет самодельные БПЛА стали по карману даже не очень богатым энтузиастам: суммы в 600-700 $ хватит, чтобы прикрутить ArduPilot к небольшому квадрокоптеру и получить собственного радиоуправляемого робота; за 2000-3000 $ можно собрать более тяжелую машину, которая сможет производить аэрофотосъемку, в том числе и профессиональную.

Малая гражданская авиация превращается в сверхмалую; например, в Калифорнии сейчас разгорается скандал из-за того, что местная полиция пытается запретить коммерческую съемку при помощи мультикоптеров. Выясняется, что запрет пролоббирован многочисленными голливудскими агентствами, сдающими в аренду кинокраны: по понятной причине день полетов профессиональной кинокамеры, закрепленной на корпусе робота, стоит куда меньше, чем день разъездов неуклюжего кинокрана. Но это с одной стороны, с другой — документ по модернизации FAA (Федеральное управление гражданской авиации США), месяц назад подписанный президентом Обамой, может начать постепенную легализацию неба для этих устройств; по крайней мере в Америке, где малая авиация хорошо развита и в небе в принципе происходит много интересного.

Наконец, летающие роботы GRASP добрались до престижной конференции TED, на которой профессор Виджай Кумар в подробностях поведал о том, чем занимается, а также продемонстрировал публике новое видео, где отряд микрокоптеров сообща исполняет музыкальную тему из «Джеймса Бонда» при помощи синтезатора, ксилофона, гитары и перкуссии. Проблем с летающими роботами хватает: первые полноценные бортовые компьютеры, которые сделают маленькие БПЛА гораздо умнее, появятся только в этом году. Вопрос с аккумуляторами для прожорливых электродвигателей тоже остается открытым: даже тяжелые машины с емкими аккумуляторами могут находиться в воздухе всего несколько минут — хотя IBM обещает к 2013 году некие литий-воздушные батареи, которые в несколько раз более эффективны, чем существующие литий-полимерные и литий-ионные. Возможно, они помогут стать действительно массовыми современным электромобилям — и летающим роботам заодно.

На мой вопрос о перспективах Крис Андерсон отвечает туманно: «Думаю, они станут гораздо проще в эксплуатации, смогут самостоятельно подстраиваться под разнообразие окружающих ситуаций и выполнять гораздо больший набор автоматических функций в режиме plug-and-play-autonomy. Честно говоря, я даже не знаю, для чего еще они могут использоваться. Возможно, для того же, что и сейчас: для аэрофотосъемки при помощи разнообразных видов фото- и видеоаппаратуры».

Впрочем, у профессора Кумара иная точка зрения. В своей презентации на конференции TED он очертил сразу несколько применений для миниатюрных БПЛА. Если установить на мультикоптер Kinect или другой недорогой массив из датчиков, уже сейчас робот легко превращается в универсального разведчика: инфракрасная камера и лазерный источник строят трехмерную модель помещения даже в полной темноте, так что такой мультикоптер может стать как разведывающей машиной антитеррористического отряда, так и универсальным помощником по обнаружению людей в горящих или разрушенных стихийными бедствиями зданиях. Беспилотные авиамодели уже сейчас используются вулканологами для снятия точных показаний из самого пекла действующих вулканов; наконец, буквально через несколько лет такие машинки смогут заменить курьеров и почтальонов — по крайней мере, на местных маршрутах.

Все это может быть не так уж безобидно. Профессиональный летчик Рон Карри из Калифорнийского городка Плезантон с ужасом рассказывает, как недавно к нему подошел пилот-любитель — перекинуться парой словечек о радиоуправляемых мультикоптерах и самолетах. Любитель, в частности, поведал, как сначала поднял свой радиоуправляемый планер на высоту километра над землей, а затем успешно вернул его на землю. Проблема в том, что в месте запуска игрушки лежит воздушный коридор настоящих «Боингов-747», заходящих на посадку в местном аэропорту. Нетрудно догадаться, к чему может привести столкновение самолета с объектом массой в несколько килограммов — после этого все дискуссии о микрокоптерах хочется немедленно прекратить.

Немного фантазии: уже сейчас тяжелый по самодеятельным меркам БПЛА может взять на борт профессиональную видеокамеру весом в несколько килограммов. А может взять маленькую, практически невесомую камеру — и несколько килограммов чего-то еще. Следите за новостями: первые роботы, превращающие мирные протестные демонстрации в довольно жуткое зрелище, могут появиться уже в этом году.

Основатели популярного шведского пиратского ресурса The Pirate Bay собираются строить сеть из автоматических роботов-дирижаблей, которые будут нести на себе резервные сервера и связываться с Землей по радиоканалу. Согласитесь, в свете всего вышесказанного эта идея не кажется такой уж бредовой — прогресс идет своим чередом. Последние лет двенадцать беспилотные летающие роботы появляются во всякой приличной фантастической книжке, описывающей ближайшее будущее, ведь там им и место. Что в этом дерзком новом мире делать простому гражданину? Заведите, как Фукуяма, квадрокоптер — по крайней мере, не отстанете от прогресса. Мало того, что термин «авиамоделирование» приобретает внезапную актуальность, в ближайшие годы у него появятся совершенно новые оттенки смысла. 

comments powered by Disqus