The Prime Russian Magazine

Утопию – город счастья – можно реализовать. Ведь если мир вокруг нас – это не то, что он есть, а то, что мы мыслим о нем, то если мы помыслим Бога – он появится; если мы помыслим общество счастья – оно придет. Именно так попытались воплотить идею коммунизма в Советском Союзе.

Для того чтобы построить общество счастья необходимо было сделать две вещи. Построить гигантскую декорацию, сценографию, иллюзию воплощения общества счастья. Второе – заставить всех в зрительном зале поверить в эту декорацию, как в реальность. Те, кто не хотел в нее верить – должны были исчезнуть.

Гигантская декорация общества счастья состояла из множества элементов – идеология, литература, кино, школа, социалистический реализм, партийные съезды, гимны, танки, танцы и пляски и так далее. Но одним и важнейших ее элементов была идея построения города Солнца. Город Солнца здесь , конечно, метафора для идеи построения идеального города для будущего идеального общества.

Этот идеальный город возводился на всей территории Советского Союза; в каждом маленьком городе, в каждом райцентре можно найти фрагменты этой декорации.

Но везде это только фрагменты. Нигде они не сложились в цельное тело; и лишь только в Минске она была реализована как цельный урбанистический проект, как Город солнца.

Почему именно в Минске? Конечно, Минск не был главным городом страны счастья Священным городом и главным алтарем конечно была Москва, и основной проект Города солнца должен был реализоваться в только Москве. И именно там велось его активное возведение, – проспекты, высотки, ВДНХ. Но в Москве демиурги утопии допустили ошибку: они не уничтожили, не пустили под нож старую Москву. А идеальный город невозможно внедрить в тело старого города; его можно построить только с чистого листа. Если б в Москве создатели Города Солнца смахнули рукой кремли и таганки, – то проект бы удался. Но рука дрогнула, не поднялась снести Василия блаженного, и арбаты с зарядьями. Поэтому Город Солнца просто утонул в теле старой Москвы, воплотился лишь фрагментарно. Когда я говорю – «допустили ошибку» – то, мне кажется, я понимаю, причину «ошибки». Тяжело убить город своего детства. А убить его должны были сами москвичи.

Здесь же рука не дрогнула, ведь это был чужой город, поэтому старый Минск был снесен – и на его месте возведен новый город, город Солнца.
Примечателен способ, каким происходила зачистка этой территории под будущее строительство. Советская историография долго убеждала нас, что Минск уничтожили немцы. Но немцы вошли в Минск на седьмой день войны, и он был практически цел. Его почти не бомбили и главные разрушенья – это то, что сами поджигали при отступлении. Но когда советская армия вернулась в 1944-м, город лежал в руинах. Дело в том, что все 4 года пока Минск был в оккупации его бомбила советская авиация. В первый раз самолеты появились над городом и принесли «подарки» от Сталина на день революции 7 ноября 1941 года. Потом они регулярно прилетали на праздники, не только советские, но и религиозные. Была ли это сознательная расчистка территории под строительство Города солнца? Однозначно утверждать нельзя, нет документов, подтверждающих что это. Но есть косвенные улики, говорящие за версию умысла. Строительство Города Солнца началось еще в 30-е годы: Тогда были возведены величественные конструктивистские объекты – Дворец правительства, Дворец науки, Большой театр, Дворец офицеров. Эти архитектурные монстры заняли в городе ключевые позиции. В целом же Минск был невысоким, 2-3 этажа, а это были здания гигантских размеров. И когда авиация пролетала, то понятно, что они были самыми удобными целями для бомбардировки, тем более что в них располагалась оккупационные власти: Уж если бомбить то объекты, где немцы реально сидели. Но эти здания не трогали. Бомбардировщики планомерно стирали рядовую застройку, жилые дома, что стояли вокруг. На послевоенных снимках Минска эти гигантские конструктивистские мрачные замки одиноко возвышаются над руинами города.

Была ли это сознательная расчистка территории под строительство будущего идеального города не знаю, но ясно одно: Город солнца был зачат в чреве войны. Затем конструктивистские объекты органично вошли в тело Города солнца, основная часть которого была построена в 40-е-50-е годы.

Конечно Минск не был алтарем, не был главным городом страны счастья, но он лежал по дороге из Берлина в Москву. Он был въездными вратами. Поэтому создавался как триумфальная арка, преддверие к алтарю, увертюра к Городу солнца. Отсюда и его планировочная структура – вектор, город-луч, длинная помпезная улица, которая идет на восток и направлена на восход солнца, туда где располагался главный священный город страны счастья. Естественно, Город солнца это не весь Минск. Это город в городе, который имеет свои точно очерченные границы. С востока на запад он тянется на 8 километров, и колеблется в ширину от 2 до 4. Вдоль длинной триумфальной улицы, которую правильней было б назвать Проспект Солнца расположены пять гигантских площадей. Шестая – Площадь Ворот находится немного в стороне.

Когда я в молодости учился на архитектурном факультете, мы проходили концепции идеального города, различные исторические модели, которые так и не были реализованы. Многое из этих концепций реально воплотилось в Городе солнца. Он действительно создавался как идеальный город. И уж конечно люди будущего идеального общества должно было жить не в казармах. не в типовых блоках – а в прекрасных дворцах. Город солнца в Минске – это город дворцов. Они делятся на два вида – публичные, как Дворец почты, Дворец правительства, Дворец ГУМа и так называемые дворцы для народа. Конечно, в реальности в них жил не народ, а лучшие люди народа – члены партии, сотрудники кгб, военные, ученые, писатели. За каждым дворцом находилось пространство, где размещался маленький парк с фонтанами, скульптурами, театральными сценами. К сожалению и сам Город солнца так и не был достроен. В середине 50-х эпоха социалромантизма сменилась эпохой социалреализма. Многие ансамбли так и остались только в проектах. Сегодняшний Минск – это памятник великой утопии, гигантская сценография для одной неудавшейся пьесы, про людские мечты об обществе счастья. К тому Городу Солнца имеет мало отношения. Да, эта власть могла бы его развить. Большая эпоха рождает большой стиль. Но, к сожалению, наша эпоха родила не стиль, а лишь чистоту.

У меня есть проект Город солнца-2: превратить Минск в большой туристический бренд. Cоздать здесь Музей коммунизма, большую интерактивную экспозицию, которая бы рассказала, как родилась идея, как она развивалась в Европе, каким гигантким социальным экспериментом закончилась в Советском Союзе. Кстати для Музея коммунизма не плохо было б принять в дар, либо выкупить Мавзолей с мумией Ленина.

comments powered by Disqus