The Prime Russian Magazine

Всякое проявление высокого модернизма в прикладной графике, декларируя вроде бы заботу прежде всего о функции, в сущности никогда не было по‑настоящему «удобным». Иконическая работа дизайнера Массимо Виньелли (1931-2014), созданная в 1972 году, в течение семи лет вынуждала жителей Нью-Йорка воспринимать гораздо более высокий уровень абстракции в своем каждодневном визуальном окружении, нежели тот, к которому они привыкли. В 1979 году виньеллиевскую карту нью-йоркского метро заменили на похожую, однако же гораздо более компромиссную формально (с привязкой к настоящей географии) — после многочисленных, как принято считать, протестов горожан.

Дизайн, часто понимаемый теперь лишь как средство опрощения, как метод обустройства приятной, удобочитаемой и никак своим видом не раздражающей коммуникации, в действительности способен на большее. Бытовое понимание удобочитаемости, удобовосприятия и удобоваримости в конечном счете лишает интонации любой визуальный сюжет; и настоящая функциональность оказывается не равна удобству восприятия. Вся эта не такая уж примечательная история с картой сообщает только о необходимости всегда делать два шага вперед — просто для того, чтобы неизбежный шаг назад оказывался лишь тактическим отступлением.

comments powered by Disqus