The Prime Russian Magazine

Во втором десятилетии XXI века мы можем потерять самое важное, что осталось с нами после скоростной информатизации общества: карты. Бумажные карты — дело прошлого; компании, делающие ставку на обслуживание мобильных пользователей — Google, Apple, Nokia и другие, — ежегодно тратят миллиарды долларов на улучшение своих сервисов и покупку всевозможных стартапов, внедряющих последние веяния в картографию.

Карты местности — это первый и последний ответ на вопросы «Где я?» и «Куда я иду?»; последний вопрос становится особенно интригующим в тот момент, когда получается, что электронную карту местности, открывающуюся на мобильном устройстве, можно на лету поправить. Например, ориентируясь на историю туристических запросов пользователя, Google может отметить на карте все подходящие по вкусу места, а другие — скрыть. Понятно, что предпочтение можно отдать тем, кто заплатил за размещение рекламы внутри карт, а совсем не тем, кто там должен находиться. Карта превращается в управляемый рекламный листинг, на фоне которого истории про шеф-поваров, покончивших с собой из‑за потери мишленовской звезды, уже не кажутся чем‑то из ряда вон выходящим. 

Две горячие темы последнего года — геозоны и навигация внутри помещений. За геозонирование взялся Google: «Если пользователь с утра возле дома, напомнить ему купить молока в лавочке A» (лавочка Б, как мы помним, может уже и не фигурировать в предложении). Apple же купил сразу несколько стартапов, занимающихся навигацией внутри помещений. Вот где открывается золотое дно: пользователя со смартфоном, находящегося внутри достаточно большого магазина, можно аккуратно подвести только к нужным прилавкам и витринам — а неугодные обогнуть.

Война за картографические и геолокационные данные и услуги только начинается, но в итоге мы можем запросто потерять свободу перемещения. Список мрачноватых сценариев картографического будущего практически бесконечен. Сегодня сервис онлайн-такси Über обвиняется в фальшивых заказах, которые блокируют работу конкурентов, а завтра все эти службы начинают игнорировать один район города, превращая его в гетто и обваливая цены на недвижимость. Сегодня Amazon уже отдает предпочтение только тем продавцам, которые выполняют ряд внутренних правил, понятных одному Amazon, а завтра то же самое может случиться и с магазинами, которые имеют стены.

Здесь самое время упомянуть открытые карты OpenStreetMap, обновляющиеся и работающие в лучших традициях «Википедии». Увы, они куда менее удобны, чем отточенные до блеска сервисы больших корпораций, так что вопрос с картами настолько велик и остр, что может потребоваться государственное вмешательство. Если осознать, что тот, кто контролирует карты, имеет власть над обычными гражданами, нам понадобится новое разделение властей: законодательной от исполнительной, исполнительной от судебной, и вот еще карты отдельно, пожалуйста.

comments powered by Disqus