The Prime Russian Magazine

Бюджетные и политические кризисы современности иногда оказываются следствиями весьма далеко отстоящих по временной шкале событий. Артур Херман, лауреат Пулитцеровской премии, дает в своей новой книге нестандартный ответ на вопросы, что сделало западную цивилизацию столь динамично развивающейся и как не допустить ее упадка. Правильный ответ — уникальность западной цивилизации в том, что она состоит из духовной (платоновской)  и материалистической (аристотелевской) составляющих; именно напряжение и баланс между ними делают Америку такой исключительной; спасение же состоит в следовании аристотелевским идеалам.

Каким образом воображаемый конфликт двух древнегреческих философов, Платона и Аристотеля, повлиял на исторический процесс и развитие человеческой мысли? Ключевой для Хермана становится аллегория пещеры, встречающаяся у Платона в трактате «Государство»: реальный мир — холодное и темное место, населенное невежественными обитателями. Для Аристотеля же пещера не несла такой символической нагрузки. Она лишь представляла собой отверстие в скале, сотворенное природой. Однако за природой, согласно Аристотелю, люди должны наблюдать и учиться у нее, так как к истине человек может прийти исключительно через анализ материального мира.

Есть ощущение, что сам Херман склонен несколько недолюбливать Платона, поскольку именно в его философии он разглядел не только рассуждения об идеальной любви и идеологическую платформу романтиков вроде Байрона и Шелли, но и причину появления таких правителей, как Сталин, Мао или Пол Пот.

Теория Аристотеля об эмпирическом познании мира, его представления о человеке как о «политическом существе», принимающем участие в управлении государством, напротив, послужили отправной точкой для отцов-основателей США при закладке политической системы страны.

В итоге Херман приходит к выводу, что идеологический конфликт коммунизма и капитализма в XX веке, изобретение атомной бомбы, программа «звездных войн» и советские ракеты в Восточной Европе суть не что иное, как прямое следствие противостояния двух древних греков. Отсюда напрашивается вывод, что слишком много Платона или слишком много Аристотеля в государственных масштабах — не всегда хорошо. Они словно два полушария мозга: одно отвечает за артистическую, религиозную и интуитивную составляющую в западной культуре, другое призывает к разуму и опытному познанию через материальный мир; тем не менее одно от другого неотделимо.

comments powered by Disqus