The Prime Russian Magazine

Через полтысячелетия после того, как Леонардо да Винчи изобразил на бумаге музыкальный инструмент viola organista, совмещающий в себе свойства пианино и виолончели, польский пианист Славомир Зубжицкий сумел реализовать эту идею. Записи о предыдущих попытках воссоздания задумки да Винчи свидетельствуют о многочисленных технических трудностях, в частности, о неприятном свойстве инструмента постоянно расстраиваться и о необычайно тихом звуке.

Славомир Зубжицкий начал работу над музыкальным инструментом в 2009 году. Одна из основных проблем, по словам пианиста, заключалась в том, что изображение гибрида пианино и виолончели, сделанное да Винчи в 12‑томном манускрипте «Атлантический кодекс», было рисунком, а не чертежом: без необходимых технических подробностей.

Viola organista снаружи выглядит как кабинетный рояль. Однако для того чтобы играть на нем, нужно постоянно нажимать на специальную педаль, которая приводит в движение четыре круга, замотанных в конский волос, используемый обычно в смычковых инструментах. При нажатии клавиш соответствующие струны (всего их 61) соприкасаются с вращающимися кругами и производят звук, напоминающий игру виолончели, клавесина и органа попеременно. Возникают удивительные, никем ранее не слышанные звуки. На внутренней поверхности инструмента, выкрашенной алым цветом, можно прочитать выполненную сусальным золотом надпись — цитату из философа-мистика XII века святой Хильдегарды Бингенской: «Святые пророки и ученые, погруженные в море искусства как человеческого, так и божественного, придумали множество инструментов, чтобы душу нам радовать». Публика впервые услышала игру на виолончельном пианино Леонардо да Винчи в Краковской музыкальной академии.

comments powered by Disqus