The Prime Russian Magazine

Сюжет с порошком Soylent (или, как называют его финские авторы, Ambro), который иронически назван в честь питательной среды из старого фантастического фильма с Чарлтоном Хестоном, стартовал в начале года, когда молодой инженер-разработчик из Сан-Франциско Роб Райнхарт догадался взглянуть в список Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA), где перечислены все питательные вещества, необходимые среднестатистическому взрослому организму, смешал эти ингредиенты в коктейль, по консистенции похожий на смеси для набора мышечной массы, завел блог и принялся пить свой состав, попутно сдавая медицинские анализы, корректируя формулу и подписывая на бета-тестирование продукта других обитателей Сан-Франциско: обычный итеративный подход к разработке софта, перенесенный на еду.
«До нынешнего дня пищевая промышленность развивалась по одному принципу: еда должна становиться все дешевле и дешевле; с этим пищепром, конечно, справился, но ценой того, что в результате мы едим черт-те что, — объясняет Микко Икола, один из участников команды, которая делает Ambro, органическую версию Soylent из орехов, ягод и какао. — Люди сейчас заняты, как никогда в истории, поэтому высшей ценностью становится свободное время. Обществу необходим более здоровый фастфуд, альтернативный McDonald’s, если угодно. Мы пытаемся решить эту задачу».
Формулу Soylent никто не скрывает, и ее может собственными силами повторить любой желающий — это еда из открытых источников. Дневная порция стоит примерно девять долларов. Ambro размешивается за две-три минуты; на вкус это нечто среднее между несладким питьевым йогуртом, молочным какао-напитком и разведенной водой протеиновой смесью. Слегка горчит. Микко пишет, что это бета, а версия для продажи гораздо вкуснее, и предлагает разбавить смесь бананом и черникой. Разумеется, в долгосрочной перспективе Soylent потребует пристального профессионального изучения — собственно, именно это сейчас делают и команда Ambro, и команда Soylent: так, Райнхарт и сотоварищи собрали больше миллиона долларов в ходе кикстартерообразной кампании и сейчас доводят продукт до ума, чтобы ближе к концу года начать отправлять первые партии покупателям.
Вообще, в этом году подобных инициатив было немало. Стартап Beyond Meat, производящий крайне убедительное куриное мясо, наконец‑то добрался до Whole Foods, и это не соевый субпродукт, а мясо с хорошей текстурой. Сразу несколько стартапов предлагают использовать насекомых в качестве источника белка; красивее всех делает это Ento: стилизация под японский бенто-бокс из гусениц и кузнечиков — как минимум визуально сильный ход. Наконец, летом практически вся планета пристально следила за тем, как в Лондоне поедали гамбургер за 300 000 долларов (деньги Сергея Брина из Google), мясо для которого искусственно выращивали из стволовых клеток в Университете Маастрихта. Это все — легкое дыхание будущего, однако не само будущее, потому что мясо из стволовых клеток подешевеет не скоро, да и к насекомым придется долго привыкать.
В Университете сингулярности сейчас разворачивается проект Lifestock — мультидисциплинарная команда (биотехнолог, ветеринар и серийный предприниматель, биоинженер, инвестор, дизайнер) изо всех уголков планеты, которая занимается проблемой выращивания трехмерных клеточных культур. Максим Алехин, один из участников команды, комментирует ситуацию: «То, что показывали в Лондоне, — 2D, слои клеток, если угодно. Выращивая мясо в трехмерных структурах, можно намного повысить эффективность такого производства. В первых экспериментах мы сосредоточились на курице и в ближайший год хотим отладить технологию вместе с учеными из Центра регенеративной медицины Университета Бата в Великобритании». Мясо, которое надеются получить Алехин и его команда, будет выращено абсолютно «травоядным» способом, без причинения вреда животным. Что не менее важно, оно не сможет повредить и человеку: исключаются гормоны роста и антибиотики, которые использует пищевая промышленность, исключаются и случаи бактериального заражения. Наконец, такое производство может быть куда более чистым, чем любое современное производство мяса, где на килограмм конечного продукта приходится несколько килограммов токсичных отходов. Как быстро такая технология станет экономически выгодной и примирит вегетарианцев, мясоедов и защитников окружающей среды — большой вопрос; разные эксперты называют периоды от десяти до тридцати лет.
Характерно, что попытку новой гастрономической революции в данном случае предпринимают не гурманы, но фактически айтишники. Журналисты, пробующие Soylent и Ambro, пишут для технологических блогов вроде The Verge и Ars Technica; это не кулинары, но технари. Натан Мирволд и компания продолжают свою серию книг о молекулярной кухне Modernist Cuisine, их коллега Скотт Хаймендингер запускает серию очень дешевых устройств для sous-vide (и обваливает рынок так, что конкурентам приходится выступать с симметричными предложениями), наконец, самую любопытную книжку про коктейли и миксологию в этом году написал не бармен и не кулинарный критик, а инженер и энтузиаст Кевин Лю. Момент озарения наступает, когда Кевин цитирует свою переписку на интернет-форумах по поводу способов приготовления очень прозрачного льда и приводит советы пользователя, который добился получения идеально чистого льда для коктейлей. Разумеется, он оказывается инженером холодильных агрегатов, много лет проработавшим на NASA.

comments powered by Disqus