The Prime Russian Magazine

С электронными книжками происходит удивительная штука – пассажиров московского метро можно застать за чтением с электронного устройства куда чаще, чем людей, путешествующих лондонским Tube или калифорнийским BART. Что в принципе неудивительно – у нас любой технически грамотный читатель имеет доступ к большому кустарному производству: там и самодеятельные полупиратские библиотеки, и книгообменные сайты вроде Bookmate, и куча форумов, где легко найти дурно сверстанные электронные книги на любой вкус. Можно, конечно, списать все это на неутешительное состояние отечественного книгоиздательства, но и в более цивилизованных странах ситуация не лучше – допустим, прошлым летом, аккурат после начала выхода на рынок iPad, в Японии подскочили продажи недорогих сканеров для текста, и теперь более полусотни компаний вроде Bookscan.co.jp предлагают всем желающим за сравнительно небольшие деньги (100 иен, это около 35 рублей) оцифровать любую книгу в PDF. Правда, японцы своей самодеятельностью решают совсем другую проблему – вечное отсутствие свободного пространства в своих компактных жилищах. В любом случае, кризис налицо – пока крупнейшая североамериканская сеть магазинов по продаже книг Borders объявляет себя банкротом, а на отраслевые конференции по книгоизданию зовут автора сверхпопулярного сайта про картинки с котиками Icanhascheezburger (почему не Леди Гагу, например?), рядовой гражданин с доступом в интернет удовлетворяет свои читательские нужды самостоятельно, не отчисляя ни копейки ни авторам, ни издателям.

Все это напоминает ситуацию буквально пятилетней давности, когда стремительно теряющая деньги музыкальная индустрия пыталась нафантазировать новые способы извлечения прибыли из тех, кто привык слушать и копировать цифровую музыку забесплатно. Если кто не помнит, там было много стыдных и нелепых моментов: сначала крупные лейблы-мейджоры, будучи владельцами прав на кучу музыки, пытались именем закона судиться с файлообменными сетями и сервисами, затем они, прикрываясь все тем же именем закона, пытались штрафовать на крупные суммы и даже сажать в тюрьму уже рядовых граждан, занимающихся спортивным файлообменом в тишине собственных квартир и домов (иногда под раздачу попадались инвалиды, подслеповатые бабушки и другие люди, которым ни «Металлика», ни Агилера не нужны, – очень неловко. Как говорили в фильме братьев Коэн: «Я не заказывал альбом Сантаны Abraxas!»). Затем, когда суд не помог продажам, мейджоры придумали заворачивать музыку в DRM, крайне неудобные средства защиты от копирования, привязывающие музыкальный файл к конкретному плейеру, недовольные меломаны снова проголосовали рублем и этот бастион пал. Теперь до мейджоров начинает доходить, что музыку пора продавать за очень скромные деньги по подписке, примерно так, как продается пакетный доступ к телеканалам, – ни в каком другом виде она людям попросту не нужна. У книгоиздателей есть все шансы повторить эту многолетнюю трагедию – или внять опыту соседней индустрии и попытаться с самого начала работать по-человечески, взглянув на обстановку. Вот что происходит уже сейчас.

Чтение становится интерактивным. Вообще интерактивная литература появилась более 30 лет назад, но серьезные проекты в этой области – только сейчас. Один из заметных проектов последнего времени – «Монголиада» популярного фантаста Нила Стивенсона, приключенческая серия интерактивных книг-приложений, начавшая выходить в прошлом сентябре для мобильных устройств вроде iPhone и iPad.

Чтение становится социальным. Тут одна из первых ласточек – сервис Bookmate.ru, куда можно загружать свои электронные книги, читать их с различных гаджетов и делиться ими с друзьями. Устройства и программы Kindle уже сейчас подчеркивают в книгах места, отмеченные большим количеством других пользователей, – невероятно удобная штука, если нужно быстро отыскать основные тезисы в нехудожественном тексте.

Понемногу меняются способы продажи книг и даже способы извлечения из них прибыли – допустим, книгу, как и стартап, теперь можно финансировать в сервисах вроде Kickstarter, которые собирают стартовый капитал проекта с широких слоев населения (сейчас Kickstarter насчитывает около тысячи проектов бумажных и электронных книг). Популярные авторы переключаются на модель freemium – электронная копия книги распространяется бесплатно, однако читатели продолжают поддерживать автора покупками бумажной версии книги. Именно так уже много лет весьма успешно поступает известный журналист, оратор и автор многочисленных книг и публикаций Кори Доктороу.

Если все эти тенденции поженить, то получается довольно приличная штука. Книга ближайшего будущего – виртуальный электронный документ, доступный для чтения с любого современного электронного устройства, распространяющийся условно-бесплатным способом и снабженный комментариями тысяч пользователей. Самое приятное во всей этой истории то, что при желании эту социальную книгу можно будет в любой момент отпечатать тиражом в один экземпляр и читать с удовольствием. Луддиты довольны, а прогресс идет.

comments powered by Disqus