The Prime Russian Magazine

Мировая продовольственная система работает как раз против тех, кто больше всего в ней нуждается – беднейших слоев населения, будь то производители или потребители продовольствия. По оценкам Oxfam, в настоящее время на 143 миллиона больше людей голодают из-за регресса последних 15 лет (то есть тенденция медленного прогресса сохранялась). Три четверти голодающего населения живет в сельской местности, и это, как правило, мелкие производители – фермеры, пастухи, рыбаки etc. У них есть средства производства продовольствия, и, тем не менее, они голодают. В первую очередь это сказывается на женщинах. Когда еды не хватает, первыми от нее отказываются, как правило, именно они. Жестокая ирония заключается в том, что во многих странах именно женщины являются основными производителями продовольствия, однако, в силу культурных традиций и социального неравенства, им приходится быть лишь второстепенными потребителями. При этом было подсчитано, что если обеспечить женщинам доступ к ресурсам наравне с мужчинами, объем сельскохозяйственной продукции, производимой развивающимися странами, увеличится на 10% (Отчет SOFA, 2011).

Чтобы бедные фермеры могли зарабатывать достаточно на еду, они должны продавать производимую продукцию, то есть им требуется доступ к рынкам. Однако рынки управляются небольшим количеством влиятельных агропромышленных комплексов, производителей продуктов и сетей супермаркетов. Именно они назначают цены, а также определяют, кто покрывает издержки и на кого приходятся риски.

Наш собственный опыт показывает, что традиционное и органическое сельское хозяйство в состоянии накормить ВЕСЬ МИР. На протяжении последних десятилетий сформировалось новое поколение производственных организаций, и некоторые из них вышли на международный уровень. Протесты голодающих, прошедшие в 2008 году в 61 стране мира, и последовавшие политические преобразования доказывают безусловную силу потребителей, которую государства игнорируют на свой страх и риск. Это как нельзя лучше подтвердили недавние события в Тунисе, Египте, Йемене.

Если мы хотим решить вышеупомянутые проблемы, необходимо внедрить модель мелкомасштабного производства.

После финансового кризиса 2009 года глобальная продовольственная система получила существенное финансирование от инвесторов, что привело к нестабильности цен на продовольствие, а это, в свою очередь, негативно отразилось на беднейших странах и их населении. Катастрофические последствия мандатов на производство биотоплива в США и ЕС в 2008–2009 годах были полностью проигнорированы правительствами. В результате «накачки» финансовыми ресурсами цены товаров больше нельзя объяснить исключительно законами спроса и предложения. Более богатые страны продолжают игнорировать четкую связь, которая прослеживается между продовольственным кризисом и ресурсами, которые они инвестируют в биотопливо. В 2008 году именно биотопливо стало причиной роста цен на 30%. В ответ на это богатые страны призвали более тщательно исследовать данную проблему, продолжая, тем не менее, свою политику.

Например, в США применение стандарта использования возобновляемого топлива, а также введение тарифных ограничений на импортируемый этанол привели к тому, что огромные объемы маиса, выращиваемого в США, стали использовать для производства биотоплива. Администрация Барака Обамы недавно объявила об увеличении объема этанола, добавляемого в бензин. Мы полагаем, что нынешняя администрация должна объявить о немедленном моратории на использование этанола.

Реформы Джейми Оливера

В 2010 году престижная международная премия в области новых технологий, дизайна и развлечений TED досталась британскому повару Джейми Оливеру. Конференция TED выделяет деньги только на социально значимые деяния, помогая лауреатам изменить мир к лучшему, а как те намерены это сделать, можно узнать из желаний, которые награжденные загадывают прямо со сцены. Оливер сказал, что хочет «создать жизнеспособное, экологически устойчивое движение, которое разъяснит каждому ребенку, что такое еда, и поможет людям бороться с лишним весом». Британец начал преобразовывать общепит в 2004 году, реформировав меню школьных столовых в Гринвиче. Он объявил войну дешевым низкокачественным полуфабрикатам, в частности куриным «наггетсам» и индюшачьим «твиззлерам». Из-за пищевых добавок и ароматизаторов сделанные из отходов полуфабрикаты кажутся вкуснее, чем натуральные продукты, поэтому детям они нравятся. Оливер дробил в мясорубке куриные кости, жир и кожу, превращая в малоаппетитную биомассу, насмотревшись на которую дети соглашались перейти на жареные куриные ножки. Наряжаясь то кукурузой, то гигантским стручком гороха, Оливер подсадил школьников и на свежие овощи. В результате изменения меню в большинстве школ повысилась успеваемость, так как содержащийся в «джанк-фуд» излишек углеводов делал детей гиперактивными, а следовательно – нервными и невнимательными. После успешных экспериментов с британскими школьниками Оливер задумал произвести аналогичную революцию в Америке, где поголовная любовь к замороженным полуфабрикатам и жирной пище сокращает жизни на десять и более лет. Выбранный плацдарм, Хантингтон, вполне соответствовал амбициям звездного шефа – министерство здравоохранения США признало его самым неблагополучным городом страны. Но британец вряд ли представлял себе масштаб проблемы: и дети, и страдающие от ожирения взрослые, и школьное руководство, и местные поварихи, и даже диджей городской радиостанции дали ему столь упрямый и категоричный отпор, что в какой-то момент вся затея грозила обернуться провалом. По большому счету, Оливеру удалось показать многомиллионной телеаудитории, как отчаянно тяжело бороться с человеческой косностью и глупостью. И сам Оливер, и участники программы в ходе съемок плачут, злятся, впадают в прострацию и отчаяние. Танталовы муки Оливера принесли свои плоды: после выхода шоу более 630 тысяч американцев подписали обращенную к правительству петицию о реформировании школьного питания. В 2011 году совместно с American Heart Association он объявил о создании Food Revolution Kitchens – центров по обучению американцев приготовлению здоровых блюд.

www.jamiesfoodrevolution.com

comments powered by Disqus