The Prime Russian Magazine

«Я больше не использую Twitter. Twitter меня предал», – пишет в своем G+ Гвидо ван Россум, один из самых уважаемых программистов современности, изобретатель популярного языка Python и «великодушный пожизненный диктатор». К мнению Гвидо прислушиваются десятки тысяч людей, и он далеко не единственный, кто критикует две самые крупные социальные сети планеты, Facebook и Twitter. Это не вкусовые оценки в духе «нравится / не нравится» — нет, это вполне аргументированная полемика по поводу того, как обе компании из «инструментов для общения» (social utility, цитата из Марка Цукерберга) оборачиваются пресловутым большим злом, — эту метаморфозу проходит всякая крупная компания, озадачившаяся получением сверхприбыли.

Обе компании всеми доступными способами собирают информацию о пользователе, обе компании не заинтересованы в соблюдении privacy пользователей настолько, насколько позволяют законы. Типичный ответ Facebook на любую проблему подобного характера таков: «А вы почитайте пользовательское соглашение повнимательнее, там все написано». Обе компании зарабатывают на рекламе, которая расклеивается поверх пользовательских данных: если некая Даша вешает в Интернете фото своих мопсов, то довольно скоро она увидит рекламу собачьего корма. Обе компании передают собранные пользовательские данные рекламодателям, причем как именно, не очень понятно: оба сервиса настаивают на анонимности передаваемой информации, хотя известны сразу несколько алгоритмов частичной и полной деанонимизации пользователей даже в крупных статистических выборках. Условно говоря, если на вашем этаже живут повар, вор, гей и анархо-марксист и вы предложили каждому из них одинаковый опросник, то путем некоторых вычислений можно довольно легко восстановить, каким образом каждый из них отвечал на вопросы. В итоге два внешне очень разных социальных сервиса занимаются одними и теми же порочными практиками, причем по одной простой причине: они зарабатывают рекламой, а для рекламы, как известно, нет практически никаких преград, даже если от этого страдают обычные люди.

Все эти вроде бы очевидные вещи нужно проговорить, поскольку большинство пользователей уже давно привыкли к бардаку во всем, что касается неприкосновенности личной информации в социальных сетях, это классический случай стокгольмского синдрома: так сложилось, что хозяева этих сервисов в погоне за очень длинной монетой ведут себя как социопатические ублюдки; то, что происходит в самих сетях, подавляющему большинству пользователей куда интереснее возможных проблем, поэтому порочный круг все никак не разомкнется — «так уж повелось». Наверное, нужно завязать с рекламой и придумать другую модель зарабатывания денег. Но какую?

Ответ на этот вопрос есть у Далтона Колдуэлла, основателя социального сервиса App.net, который в середине прошлого лета выступил с разгромной статьей по поводу Twitter, а затем предложил интернет-сообществу собрать полмиллиона долларов, чтобы построить свою социальную платформу с блек-джеком и всем таким прочим. Для того чтобы понять, чем App.net отличается от дюжины других нелепых социальных стартапов (которые обязательно прогорят — трудно отъедать рекламные бюджеты у Facebook и Twitter), нужно заглянуть назад в прошлое. В двухтысячных Далтон убил несколько лет жизни на создание и развитие imeem — многие вспомнят, что были такие невзрачные, но удобные виджеты, которые встраивались в сайты и играли музыку; музыкальный сервис зарабатывал на рекламе, проел $50 млн инвестиционных денег, вышел на довольно заметную (но не очень большую) прибыль и в итоге все же потонул; Далтон не понаслышке знает о том, как пытаться зарабатывать на рекламе, его предложение ставит всю ситуацию с ног на голову: а давайте никакой рекламы не будет.

«App.net – это социальная платформа, на которой можно строить другие сайты и приложения. В отличие от других социальных платформ, App.net зарабатывает не продажей рекламы, а подпиской по модели freemium», — рассказывает Далтон в интервью. Freemium — способ получения прибыли, набравший за последние годы популярность в магазинах приложений для смартфонов: подавляющее большинство пользователей скачивает и пользуется приложением бесплатно, примерно 1–2% соглашаются заплатить деньги за дополнительные функции или регулярную подписку на сервис; если количество пользователей у приложения велико, то эти 1–2% легко окупают весь гешефт. Реклама ни в каком виде не участвует в процессе, поэтому у социальной сети больше нет цели максимально обнажить пользователя или показать ему максимальное количество страниц; единственный способ заработать — сделать сервис еще более удобным и полезным, и тогда количество платных пользователей будет расти.

«Один из принципов App.net заключается в том, что мы больше похожи на традиционных хостинг-провайдеров, что-то типа Dropbox», – рассказывает Далтон; действительно, Dropbox – это хорошее сравнение: никто не ждет, что внутри ваших личных файлов, хранящихся в этом облачном сервисе, появится реклама, просто бесплатным пользователям дают не очень много места, а за подписку на большое хранилище нужно заплатить. «Если вы захотите, то в любой момент сможете скачать обратно все свои личные данные и удалить свою учетную запись. Примерно так работает Evernote, или веб-хостинг, или сервис для ведения блогов. Так работает App.net — и это, конечно, не очень похоже на традиционные социальные сервисы, которые встречают тебя с распростертыми объятьями: “Привет, мы совершенно бесплатны, а о том, как мы будем зарабатывать деньги, вы не беспокойтесь”».

Сейчас в App.net немногим больше 50 тыс. человек. Цифра невелика, зато почти все эти люди — известные в Долине разработчики, дизайнеры и IT-журналисты; случайных гостей практически нет. Twitter начинался именно так: в первый год это была чуть ли не семейная история, затем еще два года он медленно рос, и только в 2009 г. набрал критическую массу и начал расширяться с фантастической скоростью.

Далтон делает ставку на то, что на фундаменте App.net как грибы после дождя вырастут другие сервисы. «Самое сложное для любого социального сервиса, зарабатывающего рекламой, — привлечь на свою платформу сторонних разработчиков. Помню, как во времена imeem нам пришлось полностью свернуть программу для разработчиков (потому что было непонятно, как делиться с ними прибылью от продажи рекламы. — Прим. авт.), а теперь я вижу, что таким образом поступают и другие компании, в частности Twitter. Не потому, что они плохие или глупые люди, совсем нет, просто они — заложники собственной бизнес-модели. Мы в App.net хотим, чтобы разработчики сами придумывали для своих сервисов и приложений способы монетизации так, чтобы всем в итоге было хорошо».

Со стороны App.net больше всего напоминает Twitter — вернее, на Twitter похож первый сервис платформы, alpha.app.net, но появляются и другие.«Наша задача — чтобы разработчики придумывали приложения, которые привлекут пользователей. Прямо сейчас вы можете зайти в Apple AppStore, и у вас будет выбор из двух десятков приложений для App.net, которые можно скачать и установить на свой iPhone». Буквально на днях сервис мгновенных сообщений omega получил интеграцию с приложением Messages, которое установлено на всех новых Mac, так что протянулся первый мостик из закрытого сервиса Apple в открытый App.net, и появилось приложение Climber. Это аналог Vine, сервис для создания и распространения коротких видеозаписей — с той лишь разницей, что Vine принадлежит Twitter, а Climber – это одно из приложений App.net. «Я вообще не уверен, что дело в App.net ограничится текстом, — если вы посмотрите на успех таких приложений в AppStore, как Snapchat или Vine (кумиры подростков и молодежи. — Прим. авт.), то станет понятно, что нас ждут новые способы общения — возможно, вообще без текста», – объясняет Далтон. Неплохая идея — разработчики сами решают, что им делать на платформе и как зарабатывать на жизнь, нет никакой «единой новостной ленты», нет рекламы; если все получится, то на месте App.net вырастет архипелаг из самых разных социальных приложений — про короткие тексты, про литературу, про фото и видео; возможно, будет даже отдельный сервис, куда можно будет вешать только фотографии мопсов. Далтон считает, что миллиардов, в отличие от Facebook или Twitter, на таком бизнесе не заработаешь, зато App.net может стать хорошей экологичной альтернативой токсичному болоту, в которое превращаются большие рекламные социальные сети.

comments powered by Disqus