The Prime Russian Magazine

В «черную пятницу» (следующий день после Дня благодарения), которая традиционно открывает сезон рождественского шопинга в Америке, аналитики Piper Jaffray провели весь день в одном из крупных моллов Миннеаполиса, наблюдая за ходом продаж: в Microsoft Store люди ходили в два раза меньше, чем в Apple Store. Каждый час Apple Store продавал 11 планшетов iPad, а Microsoft Store за все время не продал ни одного Surface, и вообще в магазин Microsoft люди заглядывали в основном за играми для успешной игровой приставки Xbox.

Первое различие Microsoft и Apple — преемственность дизайна. Apple сознательно и жестко прекращает поддержку устройств через 2–3 года после их появления на рынке. Хороший пример — самая первая модель iPad, на которую уже невозможно установить последнюю версию прошивки iOS. Срок жизни любого гаджета Apple — 2-3, максимум 4 года, после чего все частые и приятные обновления, которые компания выпускает, перестают устанавливаться на устаревшее устройство. Microsoft, напротив же, известна своей тотальной поддержкой всего, что существовало раньше.. Расплата за нее очевидна: Microsoft приходится поддерживать совместимость со всем сразу (куча старого железа и старого кода) и ни с чем конкретно; Windows исторически занимает много места и работает не слишком стабильно.

Второе различие — ориентация на пользователя. Для Microsoft операционная система Windows всегда была поводом запускать приложения Office: даже во время рекламной кампании Surface основным козырем была возможность выполнять большую настольную версию Office на планшете — то, чего, по мнению Microsoft, не умеют конкуренты; в Microsoft всегда прислушивались к желаниям корпоративных потребителей. Apple исторически известна как компания, которая не слушает своих покупателей: Стив Джобс неоднократно упоминал, что дизайнеры Apple избавлены от внешнего давления и творят под чутким руководством начальства.

Третий момент — дизайн-философия. Microsoft — компания, созданная инженерами; как и Google, и Yandex, и другие инженерные компании, ее решения всегда высокотехнологичны, но не вполне человечны. Проводя аналогию с автомобилями, Microsoft придумывает шасси и двигатель, а затем пытается наклеить сверху детали кузова; не всегда выходит красиво. В Apple верховодят дизайнеры, их, как выясняется, там всего 15 (!) человек. Они тесной и сплоченной командой придумывают идеальный автомобиль, над которым затем трудятся тысячи инженеров, чтобы учесть все дизайн-решения и идеально подогнать начинку; как мы знаем, обычно у них это получается.

На проектах Windows 8 и Surface компания Microsoft впервые решила поступиться своими традиционными принципами тотального дизайна для корпоративных пользователей в пользу массовой аудитории. Причины просты: с развитием технологий и сменой поколений поменялось и отношение людей к личному и рабочему пространству. Многие компании — особенно малый и средний бизнес — выяснили, что сотрудники куда эффективнее работают по гибкому графику или вообще из кафе или дома. Эти же компании поняли, что Microsoft Office не единственный способ вести деловую документацию; конкурентный набор Google Docs работает сразу из Интернета и практически на любом устройстве. Наконец, планшеты, сильно потеснившие компьютеры и ноутбуки, стали портативной заменой телевизору. Много лет подряд Sony, Microsoft и другие компании пытались изобрести «универсальный домашний медиацентр», которому место в гостиной. Дети играли бы на таком устройстве в вечерний Call of Duty, мама смотрела сериалы, а глава семейства — вечерние ток-шоу и новости. Никому просто не приходило в голову, что этот медиацентр вместе с телевизором можно упаковать в тонкое устройство и взять с собой. В итоге многие пользователи выяснили, что ни офисный компьютер на работе, ни телевизор дома им больше не нужен. Есть планшет, и его достаточно для музыки, видео и Интернета.

Именно в таком дивном новом мире Microsoft пытается развернуться лицом к массовой публике с понятными, простыми запросами — и терпит оглушительное поражение.

Обе клавиатуры Surface и сам планшет — действительно впечатляющие образцы промышленного дизайна, сделанные с оглядкой на лучшие устройства Android и Apple чрезвычайно талантливыми и сфокусированными на задаче людьми. Проблемы начинаются дальше — с запуском Windows 8. Тут дизайн-концепция Microsoft распадается надвое. Уже упоминавшийся стартовый экран с мозаичными окнами — часть нового, простого и понятного мира. Мозаика Live Tiles — миниатюрные экраны разных приложений, показывающие полезную информацию: погодное окошко показывает погоду здесь и сейчас, а окошко социального приложения — последние статусы и обновления друзей пользователя; это тот самый идеальный рабочий стол с календарем, контактами и т.д., который Microsoft пыталась реализовать много лет подряд и, наконец, сделала лучше всех конкурентов.

Приложения для Windows 8 разрабатываются в этом самом «мозаичном» виде под названием Metro (чистом и простом) и реагируют на касания пальцев — все, как у главных игроков на рынке. Сам интерфейс Metro неплохо документирован и кажется, что счастье так возможно, но дальше за спиной у Metro вырастает тень мрачных пользователей-бизнесменов, «Офиса» и всех прошлых десятилетий. Как только пользователь запускает что-то, созданное не для Windows 8, прекрасная мозаика разлетается, и пользователь проваливается в хорошо знакомый рабочий стол Windows7, Vista, XP, 2000, мы все это уже много лет видим каждый день. Теперь там нет кнопки «Пуск», но в остальном это все тот же пыльный ужас, которым невозможно управлять пальцем: нужна клавиатура, а еще лучше сразу и мышь; сами приложения похожи на рождественскую елку с сотней кнопок и страдают от типичной для Microsoft болезни под названием feature creep — они умеют делать триста разных дел одновременно и ни одного — сносно.

Подобный дизайн обусловлен понятным страхом за будущее Windows. Однажды Microsoft уже пыталась отринуть прошлое — это случилось на проекте телефона Windows Phone и ничем хорошим не кончилось; в случае с Windows 8 компания решила подстраховаться, создав химеру, которая умеет жить в двух разных мирах, но ни в одном из них толком не чувствует себя в своей тарелке. Весной известный IT-журналист Крис Пирилло показал Windows 8 своему отцу-пенсионеру, уже знакомому с Windows. Четырехминутное видео собрало почти полтора миллиона просмотров в YouTube; на нем видно, как пожилой и крайне терпеливый человек безуспешно пытается разобраться что к чему.

На контрасте с Microsoft может сложиться ощущение, что и Apple, и еще несколько громких дизайнерских фирм поменьше — выдающиеся, уникальные компании, которые используют секретные технологические прорывы на грани фантастики. Ничего подобного. Apple известна тем, что технологические новинки вроде LTE или флэш-дисков SSD в продуктах компании появляются с отставанием (иногда довольно заметным) от конкурентов из Азии вроде Sony. Возможно, отличие успешных дизайнерских компаний — в передовом дизайн-мышлении? Опять же, ничего подобного. Все перечисленные дизайн-подходы были придуманы десятки лет назад. Вспомните книжку Дональда Нормана «Дизайн привычных вещей» (1988 год). Норман, один из наиболее уважаемых экспертов в области интерфейсов и человеческого взаимодействия, самым доходчивым образом описывает все те дизайн-подходы, которые успешно практикуются в Apple. Между бестселлером Нормана и неудачей Windows 8 — ошеломительная пропасть в четверть века; пропасть, возникающая из-за неповоротливости человеческих привычек и отраслевого самосознания. Пропасть простая и очевидная, но, как мы видим, практически непреодолимая. Пропасть, которую лучше всего описывают слова фантаста Уильяма Гибсона: «Будущее уже наступило, просто оно неравномерно распределено».

comments powered by Disqus